Милость вам и мир и любовь да умножатся!
В сороковой день после рождения Спасителя Божия Матерь с Иосифом и Божественным Младенцем отправились в Иерусалим. По закону Моисееву, матери в сороковой день приходили с младенцами в храм и приносили жертву Богу. Жертвой Девы Марии и Иосифа, как людей бедных, были два молодых голубя. В Иерусалиме жил в то время праведный старец Симеон. Ему было обещано от Бога, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Много лет ожидал Симеон радостной встречи со Спасителем, и наконец Дух Святой открыл ему, что принесенный в храм Младенец Иисус и есть обещанный Спаситель. Велика была радость Симеона! Он приблизился к Пресвятой Деве, взял Младенца Иисуса на руки и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром. Я видел глазами моими спасение, которое Ты приготовил для всех народов». Удостоилась встретить Господа в этот день и старица Анна. Она много лет жила при храме, день и ночь служила Богу постом и молитвой. Теперь вместе с Симеоном она прославила Бога и возвестила всем о Пришедшем Спасителе. Из Иерусалима Святое Семейство возвратилось в Назарет.
С праздником Крещения! Этот Праздник иначе называется Богоявлением, потому что в этот день было явление Пресвятой Троицы и, в особенности, явление Божества Спасителя, торжественно вступившего в Свое спасительное служение. Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием. Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения, так называемые в отличие от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время. Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня; второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.
С Рождеством Христовым!
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город ДавидовВифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота. Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались. Ангел же сказал им: "не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". Явление ангела вифлеемским пастухам Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других ангелов. Они славили Бога и пели: "слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Когда ангел скрылись, пастухи сказали друг другу: "пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь". Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их. После этого, пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели. Поклонение вифлеемских пастухов На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.
19 декабря Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе — благодатные иконы святителя Николая. Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны. Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец без поддержки простоял в крещенской купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (греч.— «победитель народа»). Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв. Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы. Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование Слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы. После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно. Одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж своих дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на преступный путь блуда. Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю — совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого вдруг налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении. В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области (ныне небольшое селение в Турции). В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря. Их мнения по этому вопросу разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника. Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. Так святой Николай, по воле Божией, стал первосвятителем Ликийской Церкви. В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него омофор. В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным, исполняя слово Евангелия: «...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека — богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого — святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв. В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284—305), когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский (память 3 сентября), Автоном Италийский (память 12 сентября), Петр Александрийский (память 25 ноября) и другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви. Новый император Константин Великий (324—337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир. Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов. В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор. В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана. Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на благо Церкви: сеял слово истины, обличал еретиков, врачевал заблуждающихся. Святитель Христов прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных. Некий корыстолюбивый градоначальник приговорил к смерти трех неповинных мужей. Но когда меч был занесен над головами осужденных, на месте казни вдруг появился святитель Николай. Отстранив стражу, он остановил руку палача. Никто не посмел воспрепятствовать святителю. Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали императорские военачальники: Непотиан, Урс и Ерпилион. Их вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами молили его о помощи. Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь во сне явился императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных, что и было исполнено. Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. По молитвам святителя город был спасен от голода. Он явился во сне одному итальянскому купцу и попросил его привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил в своей руке монеты и поспешил исполнить просьбу святого. Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения. Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ ок. 345—351). В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке. В 1953 году саркофаг этот был открыт. Тщательное исследование, произведенное учеными, позволило восстановить черты лица святителя Николая. Они совпадают с чертами его лика, изображаемого на русских иконах («Журнал Московской Патриархии», 1978, № 7, с. 59). Нетленные мощи святителя Николая Чудотворца источают целебное миро, помогающее страждущим духовно и телесно. 29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая. Особое избранничество святого Николая, скорого помощника и преславного чудотворца, побудило верующих людей праздновать день его славного рождения наряду с рождеством Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 6/19 декабря день успения святителя Николая Чудотворца. 9/22 мая перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари. 4 декабря
Великий христианский праздник Праздник Введения (входа) во храм Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым непереходящим праздникам Православной Церкви и отмечается 4 декабря по новому стилю. Основанием служит церковное предание о том, как в трехлетнем возрасте родители торжественно ввели в Иерусалимский храм Марию, будущую Богоматерь. Этот праздник Введения установился еще на заре христианства. В православии он получил широкое распространение в 9 веке. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет о том, что если родится дитя, то посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. 27 ноября - Филипповки. День апостола Филиппа – праздновался широко, щедро. На Филиппово заговенье было принято оставлять после ужина немного еды в тарелках — угощать домового. Женщины принимаются за пряжу, а потому вся неделя называется кудельницей: «Прялка не Бог, а одежду дает. Иней на Филиппа—урожай на овес, дождь — на пшеницу. Вороны каркают - к оттепели. Облачное небо или снег – к ненастному маю. Заговенье (мясоед) на Рождественский пост - конец свадебным неделям, на подходе - рождественский (Филипповский) пост. [До 7.01.] Пост посвящен празднику Рождества Христова и длится 40 дней. Сорок дней постился Господь в пустыне. Сорок дней – это пять с половиной недель. Как пять с половиной тысяч лет ждало человечество пришествия Христа Спасителя (согласно традиционному счету, Рождество Христово произошло в 5508 году от сотворения мира), так и мы готовимся к встрече родившегося Богомладенца Христа пять с половиной недель. Пост не очень строгий – на трапезе разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы, пища с добавлением растительного масла. В субботу и воскресенье разрешается рыба. Кроме того, рыба разрешается в праздники, которые отмечаются в этот период (если не совпадают со средой и пятницей): Введение во храм Пресвятой Богородицы, свт. Николая, свв. Апостолов Матфея и Андрея Первозванного и др. Последние пять дней перед Рождеством – строгие, в эти дни рыба не дозволяется. Филипповки - последний срок свадьбы справлять – конец свадебным неделям, в посты свадеб не играли. Куделица – первая неделя прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дёргали, сучили, наматывали пряжу: - у ленивой пряхи и про себя нет рубахи.Не ленись прясть – хорошо оденешься. Вороньё чёрное каркает – к оттепели. На Филиппово заговенье принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы водился скот. Именины у Филиппа, Григория, Михаила, Дмитрия, Алексея. 21 ноября
СВЯТОЙ (8/21 ноября; 6/19 сентября) Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает — кто как Бог. Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого. Первый бранноносный подвиг святой Архангел Михаил совершил на небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню, сделал первое по всей вселенной богоотступничество и увлек за собою множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все Ангельские чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу». И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Чет. Мин. 8-го ноября). Вслед за сим духи злобы были низвержены с неба. В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Апок. 12, 7—9). Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (Апок. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом. Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указу́ет на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия. У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее (Дан. 10, 13, 21; 12,1). Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8 (21) ноября). Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Писание Апостольское повествует о том, что Архангел Михаил спорил с диаволом о «телеси Моисееве» (Иуд. 9), и послужил его погребению, а диавол противился тому. Архангел Михаил, хранитель народа еврейского, вопреки злому желанию диавола, скрыл могилу пророка Моисея, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу. Архистратиг силы Господней, Архангел Михаил, являлся Иисусу Навину при взятии Иерихона: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5,13-15). Это явление святого Архангела Михаила воодушевило Иисуса Навина надеждой на небесную помощь. Вскоре Сам Господь явился Иисусу Навину и научил его способу, при соблюдении которого, Иерихон, первый сильный город в ханаанской земле, был успешно взят. Древность так глубоко была уверена в подлинности явления Архангела Михаила Иисусу Навину, что на месте явления, еще в первые времена христианства, был воздвигнут монастырь во имя святого Архангела Михаила. Вообще святой Архангел Михаил премирнаго чина Чиноначальник, служитель же славы Божественныя и воевода Ангелов всехвальный, помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни. 6 сентября ст. ст. Православная Церковь отмечает праздник называемый «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). Во Фригии, близ города Иераполя, находился храм во имя Архангела Михаила и при нем целебный источник. Язычники, недовольные тем, что храм служит местом особого почитания христиан, решились уничтожить его. С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили течение на храм. Но по молитвам святого Архиппа, жившего при этом храме, явился святой Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина). Россия также удостоилась явления Архистратига Михаила, как и другие страны. Это было в 1608 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при нашествии поляков на Русь, когда Архангел Михаил явился архимандриту Иосифу, бывшему в то время настоятелем Лавры, с сияющим лицем, со скипетром в руках и сказал врагам, несколько месяцев осаждавшим обитель: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение». И неприятель, простояв у стен обители без всякого успеха, вынужден был отступить со стыдом. Защита городов русских Пресвятой Богородицей осуществлялась всегда Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Поэтому крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архистратиг Михаил в Ветхом Завете именуется как «князь великий, стоящий за сынов народа», он предстоит пред Престолом Господним. В Ветхом Завете святой Архангел Михаил был Ангелом Хранителем одних вождей и владык народа израильского, в Новом Завете Православная Церковь признала его поборником и заступником всеобщим, она всех и каждого истинного христианина побуждает взывать к первейшему из Ангелов о помощи и ходатайстве пред Богом. Церковь признает Архистратига Михаила своим Божественным украшением, и мира дольняго ограждением и утверждением (служба 6(19) сентября, кан. п. 1). Она учит, что святой Архангел Михаил крепостию божественною обходит всю землю, от лютых изымая призывающих божественное имя его (там же, пес. 3), именует его проповедником божественным, непостыдным представителем верных, путеводителем и наказателем заблудших (пес. 3), молитвенником за людей спасительным (пес. 3). Словом, — она всех и каждого заставляет взывать к великому Архистратигу Божию: «под кров божественных крыл твоих прибегающия верою, Михаиле, божественный уме, соблюдай и покрывай через все житие: и в час, Архангеле, смертный страшный, ты предстани помощник, всем нам благоприемнейший» (служба на 8 (21) ноября, ст. на хвалит.). Итак, Архангел Михаил — победитель супостатов, избавитель от всяких бед и скорбей, защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов. Архангелу Михаилу молятся об избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве трона и государства, о спасении и сохранении России. 6 (19) сентября празднование «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)» (IV). 8 (21) ноября Святая Церковь прославляет все Небесные Силы во главе с Архистратигом Михаилом. Архистратиг Михаил прославляется как вождь Небесных Сил и называется этот праздник — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Тем, кто украшается именем первого из Архангелов, т. е. именем Михаил, приличнее всего отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.
Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Други мои! Вот опять Матерь Божия и всех нас милостивая Матерь собрала нас в таком многолюдстве на Свой праздник – праздник Успения Своего под сень этой святой обители! Как некогда пред Ее славным Успением чудесным образом собраны были к Ней святые апостолы, так в эти дни многие из вас приехали сюда очень и очень издалека. Приехали на день Ее Успения – на праздник торжества жизни над смертию, на день прославления Ее. Мы собрались здесь, чтобы еще раз почувствовать и утвердиться в мысли, что смерти нет! Быть может, у некоторых из нас навернутся и слезы! В этом нет ничего удивительного. Торжественность службы, множество цветов, всеобщее благоговейное настроение – все это располагает к слезам. Но это слезы не о чем-то безвозвратно для нас потерянном. Это слезы не скорби! Это слезы умиления перед Той, в жизни Которой все было необычайным с самого Ее младенчества и до Успения. Вспомните, как торжественно звучали вчера за всенощным бдением слова ирмосов канона, начиная прямо с первого ирмоса: "Преукрашенная Божественною славою, священная и славная Дево, память Твоя вся собра к веселию верныя..." Видите, не для скорби и плача, а для радости духовной собрала всех верных чад Божиих Пресвятая Богородица. Но всмотритесь внимательно своим благоговейным взором в образ Успения! На нем изображен гроб с Усопшей. Над ним в скорби склонились апостолы... И их скорбь понятна. Они еще не знают, что произойдет через три дня, и потому скорбят, что ушла от них Матерь их Господа и Учителя... Но на иконе изображено и еще нечто, что могло бы и порадовать их (Только не всем было дано видеть это). Господь держит на Своих руках душу Своей Пречистой Матери!.. Из Святого Евангелия мы знаем, что души усопших праведников Ангелы Божии уносили на лоно Авраама. А душу Пресвятой Богородицы взял Сам Спаситель. Значит, как же велика Она в очах Божиих!.. Мы собрались ныне здесь, чтобы "едиными усты и единым сердцем" вновь и вновь воскликнуть Ей: "Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая!" Собрала Она нас по Своей материнской любви ко всему роду человеческому и особенно ко всем истинным последователям учения Христова. Собрала, опять повторяю, не для скорби и печали, а для того, чтобы каждый из нас еще и еще раз утвердился в вере, что смерти нет, что есть только таинственный переход в иную, вечную жизнь. В нашей Православной Церкви смерть сделалась предметом праздника. Торжественно возвещается в Церкви Начатком воскресения был Христос. Но в третий день по Успении не обнаружили апостолы во гробе тела и Божией Матери. Благодатию Своего Сына и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что тела Ее не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения. Она не стала добычей смерти. Теперь смерть не кажется нам страшною и печальною, а лишь руководительницей к вечной жизни. Теперь мы знаем, что прожившие свою земную жизнь в вере и в исполнении заповедей Божиих будут продолжать жить в вечности в непосредственном общении с источником жизни – Богом. Мы радуемся, други мои, в этот день, как и во все богородичные праздники потому, что Матерь Божия за всех нас, за всю вселенную ответила Своей совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и особо чистой любовью на любовь к роду человеческому, чего не смог бы сделать никто из нас. Мы радуемся еще и потому, что Божия Матерь одна из людей. Она от рода нашего. Она сродная нам по плоти, по человеческому рождению, но, несомненно, превосходит нас по духу. Мы радуемся потому, что Матерь Божия – это благоуханный цвет человеческого рода. Мы прославляем Ее за то, что с рождением от Нее Сына Божия Она стала Матерью всего человечества. Мы радуемся потому, что, оставшись живою и по смерти и будучи кровно связана со всем человечеством, Она Мы радуемся потому, что знаем, что стоит Она теперь вовек с воздетыми руками, молясь о всех нас: и о добрых, и о злых – всем прощая. Она состраждет всему миру. Она молится за все скорбящее человечество, которое Она, усыновив, приняла в Свое сердце. А мы-то, люди, причинили Ей при земной Ее жизни горя и страданий гораздо больше, чем радостей. По человеческому рассуждению мы, кажется, не можем не скорбеть, сознавая, что со смертию Матери Божией христиане лишились и таинственно-чудесной Матери каждого из нас. Но это только кажется, из песнопений сегодняшнего дня мы знаем, что в Успении Матери Божией "побеждаются естества уставы...". И не только люди, но и ангельский мир дивится восшествию Девы от земли на небо. Это ли не радость для нас?! Это ли не повод для того, чтобы каждый из нас задумался над своей личной жизнью?! Конечно, мы не можем повторить святую и чистую жизнь Пресвятой Девы. Мы не можем достигнуть Ее святости, но стремиться к этому обязан каждый из нас. И потому считаю уместным, други мои, сегодня вкратце напомнить вам основные моменты из жизни Богоматери и Ее славного Успения. Матерь Божия занимает исключительное место и по отношению к Господу Иисусу Христу, и ко всему человеческому роду. Вся земная жизнь Божией Матери, начиная с Ее рождения от святых и праведных Ее родителей Иоакима и Анны и кончая Ее Успением, является как бы непрерывной цепью Божественных откровений. Это как бы постепенное раскрытие тайны любви Божией к миру и человеку. Еще первым людям после их грехопадения Богом было обещано, что "семя жены сотрет главу змия...". И это было сказано о Матери Божией, ибо еще в Предвечном Совете Пресвятой Троицы прежде существования всего мира Пресвятая Дева была предызбрана на это высокое служение. За много-много веков до Ее рождения благовествовали о Ней ветхозаветные пророки. Моисей видел в Ней "Неопалимую Купину". Пророк Иезекииль назвал Ее "Дверью Господней". Пророк Даниил наименовал "Горой Несекомой, от Неяже иссечется Краугольный Камень, Имже живет, движется и спасается от греховной погибели весь мир". Пророк Давид воспевал Царицу неба и земли, предстоящую одесную Престола Славы. Пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова провозвестил ту истину, которая была предопределена в Совете Божием для спасения рода людского от рабства греху и от осуждения на вечную смерть: "Се Дева во чреве приимет..." – то есть предрек, что из девической утробы воссияет всем людям Солнце Правды. Таким образом, явление в мир Чистейшей Девы, способной стать Матерью Божией, предопределенное в Совете Божием, тысячелетиями было ожидаемо людьми. Когда же приблизилось время нашего спасения, явилась в свет Пресвятая Дева. Обещанная Своими благочестивыми родителями на служение Богу, Она по Преданию Церкви еще трехлетним младенцем с духовной устремленностью, самостоятельно поднялась от нижней ступени до верхней – к И здесь, в этом событии, други мои, мы видим, как велика была Матерь Божия пред Богом уже в младенческом возрасте. Родители Ее, бывшие до преклонного возраста неплодными, обещали посвятить Богу свое Дитя. И вот приводят они свое трехлетнее Чадо в храм в дар Богу. Не принимал ранее первосвященник от Иоакима жертвы Богу за его неплодство. Но приведенный ныне Дар Богу тот же первосвященник принимает из рук того же Иоакима и по внушению Духа Святого вводит в самое священное место храма – во Святая Святых. И этим самым возвещена радость всей вселенной, так как родилась Та, через Которую воссияет затем "Солнце Правды Христос Бог наш". Проследим земную жизнь Богоматери. Сначала – приуготовление Ее к раскрытию на земле этой великой и страшной тайны, а затем – служение Ее Божественному Сыну и вместе с Ним человеческому роду. В день Рождества Богородицы началось исполнение ветхозаветных чаяний. Родилась плотию Та, Которая должна была даровать Свою пречистую плоть грядущему в мир Сыну Божию. Неизреченным Промыслом Божиим в Ней соединилось все лучшее и прекраснейшее, что было свойственно человеческому существу. До Нее никогда не было и не будет после другой, сияющей такою неизреченною красотой. С самого детства Она как бы носила в Себе всю возможность человеческого спасения, все неисчерпаемое богатство благодати, имевшей излиться на человечество. Но для того, чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от всех земных привязанностей и добровольно избрать для Себя путь приснодевства, совершенно чуждый сознанию ветхозаветного человечества. И это Она совершила! День Введения во храм стал как бы явлением Ее миру, подобно явлению Христа народу после Крещения, это как бы второе Ее рождение, – духовное рождение. Это день Ее исхода из мира для приуготовления Себя к высокому служению. Ее введение во Святая Святых храма первосвященником, куда он сам мог входить только один раз в год, упраздняет ветхозаветное богослужение, открывая новозаветную Церковь. Это как бы безмолвная проповедь народу о близком пришествии Христа, имеющего от Нее родиться. Воспитываясь с самого младенчества в храме, Она приобрела все те добродетели, не имея которых не могла бы Она стать Матерью Божией. Помимо того, и Ее личное совершенство, особая целостность Ее души, всецело прилепившейся ко Господу, сделали это возможным. Для осуществления определения Предвечного Совета о воплощении Сына Божия нужно было, чтобы воля твари (то есть человека) соответствовала воле Творца. Поэтому-то и ожидало человечество тысячелетиями, когда же среди людей появится Та, Которая скажет: "Се раба Господня, да будет так, как угодно Богу!" О Приснодеве читаем мы у псалмопевца: "Вся слава Дщере Царевы внутрь..." (Пс. 44, 14). Пресвятая Дева Мария, во-первых, Дщерь царева по родословию, так как Она из рода Давидова. Во-вторых – Дщерь Царя Небесного, Бога, потому что осенена Духом Святым. "Царица и Дщерь Царева" вместе, ибо Она – и Матерь Царя, и Дева. И по окончании Своего земного поприща Она взошла от земли на небо, чтобы предстать одесную Царя Христа, и соответственно достоинствам Матери Его восприяла и достоинство Царицы Небесной. Она имеет всю славу, какой только может достигнуть сотворенное существо, потому что Она Мать Царя Славы. Это беспримерное достоинство делает Ее честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов. Но вся слава Ее внутри, ибо заключается она не во внешнем блеске и великолепии, а в Ее внутренних совершенствах и добродетелях. Она во время Своей земной жизни сумела смиренно скрыть Свою славу в Своем сердце и ничем не обнаруживать ее. Юная Мария, воспитавшись в храме Божием, явила миру высочайший образ нравственного совершенства, неисчерпаемой силы веры, безграничной преданности воле Божией, смирения, пламенной любви к Богу и людям; образ вечной красоты, вдохновивший и вдохновляющий религиозных песнопевцев прославлять Ее. И как не прославлять Ту, через Которую небо соединилось с землей и снова открылось людям Царство Небесное. В лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной престол и чертог, и Она стала превыше всех жен, ибо от Нее родился Сын Божий. И как же чиста и свята Она должна была быть, чтобы, подобно неопалимой купине, не сгореть и не опалиться от вселившегося в Ее пречистую утробу Бога Слова?! Нравственная чистота Пресвятой Девы была так высока, что просто невозможно допустить в Ней присутствие какого-либо греха или чего-либо порочного. Все нечистое и греховное просто-напросто исключается при наличии такой чистоты и святости, которая сопутствовала Ей всю жизнь. Вся Ее земная жизнь – это путь духовного преобразования к высшему пределу – богоуподоблению. Ее земная жизнь, земной подвиг материнского соучастия в жертвенности и страданиях Христа Спасителя – Ее Сына – протекала в безвестности. О глубине и непостижимости Ее подвига, Ее внутреннего крестоношения не подозревали даже люди, находившиеся с Нею рядом, ибо Она в глубочайшем Своем смирении предпочитала быть в безвестности. Но зато укреплялась и возрастала духом, соучаствуя в жертвенном служении людям Ее возлюбленного Сына. Весь путь земной жизни был дивным сочетанием земного и небесного, житейского и в то же время превосходящего всякий разум. Она была сродна нам по человечеству, познала и девство, и материнство, вдовство, бедность, горе и унижение, – когда в Сыне Ее на Голгофе оскорблялось и убивалось все Ее заветнейшее и священнейшее. Святые отцы учили, что не было на земле мученичества большего, чем у Матери Божией, стоявшей у Креста на Голгофе. Здесь испытывалась и вера Ее, ибо по земному, человеческому рассуждению, казалось, всему пришел конец. Она увидела и поругание, и распятие Своего возлюбленного Сына. Ей, конечно, вспомнились слова Архангела во время Благовещения о том, что Ее Сыну Господь "даст престол Давида, отца Его, и царству Его не будет конца". И материнская любовь Ее невыносимо страдала при виде страданий Господа на Кресте, которых нельзя было прекратить. Нельзя было даже сказать слов утешения. Подлинно оружие прошло душу Богоматери. Но Она устояла! Зато не было и радости большей, чем у Нее, когда узрела Она Воскресшего Господа. Пресвятая Дева является лучшей и первой по благодати среди рода человеческого и собора ангельского. Ее образ светит нам чрез все века как образ истинной одухотворенной человечности и учит нас всякой добродетели. И поэтому нам необходимо хотя бы в малой, доступной нам степени задуматься над Ее характером и подробностями Ее жизни. Она человек, дочь рода человеческого. Жила на той же земле, что и мы. Младенцем знала материнскую ласку, но рано лишилась ее. Перенесла сиротство. Была обручена и вошла хозяйкой в дом вдовца... Перенесла различные нелегкие жизненные условия. И здесь проявились Ее необыкновенные кротость и смирение, так многому нас научающие. Мы знаем из Евангелия (Ин.7,5), что сыновья Иосифа не любили отрока Иисуса, они не верили в Его Божественное посланничество. И Ей приходилось все это переносить. Предание нам говорит, что после смерти Иосифа Она не прекратила общения с этими неверующими и грубыми людьми. Могла ли не страдать Богоматерь, видя это недружелюбие и неуважение к Ее Сыну? Но Она исполняла волю Небесного Отца и была милосердна к злым и неблагодарным. Матерински терпела все от названых Своих детей. Смирение было отличительной Ее чертой. А ведь именно смирение наиболее трудно для людей и в то же время И в славном Успении Ее опять проявилось глубокое Ее смирение. Получив от Архангела Гавриила известие, что через три дня последует Ее Успение, Она просила, чтобы Ее скромно похоронили в Гефсимании, рядом с родными могилами, считая Себя просто рабой Господней, не желая и в погребении отличаться от простых людей. И из Святого Евангелия, и из Предания мы узнаем, что Родившая миру Спасителя есть высочайшее и прекраснейшее из всех человеческих существ. Кроткое смирение, простота, твердость отличают "Благословенную в женах". Ее часто постигают жизненные трудности, заботы и тревоги, но Она переносит все с молчаливым терпением и преданностью воле Божией. Ее служение миру и Господу – это служение скорби и самоотречения. Симеон Богоприимец предсказал, что оружие пройдет и Ее душу – и Она в течение многих лет безропотно несла крест этого страдания. И только начало и самый конец Ее служения Богу и людям были светлыми и радостными. Смирение Божией Матери помогло развиться в Ней целому сонму других добродетелей, и среди них: полная преданность Богу Своею волею и послушание Богу, именно то послушание веры, которое, действительно, вводит в человека силу и жизнь Христову; сосредоточенность и молчаливость; богомыслие; чтение Священного Писания и пост. По слову Иоанна Златоуста, Матерь Божия – Первая Преемница Божественных даров и Первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Если не все мы и не всегда видим эти милости Богоматери, не всегда ощущаем Ее заботу, любовь и милость к нам, то это только потому, что по грехам своим мы повредили свое духовное зрение, притупили свой духовный слух, что вера наша не горяча в нас, что прошения наши идут не из чистого сердца. Матерь Божия ждет от нас, что мы, духовно рожденные в ограде Святой Церкви, крещенные во имя Святой Живоначальной Троицы, питающиеся с младенческих лет Святыми Таинами Христовыми, будем верными и достойными детьми Ее Божественного Сына, что мы ищем вечное, светлое Небесное Царство, где Она предстоит Престолу Божию. Мы Ее просим и веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего верующего сердца: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице..." И Она, как Радость скорбящих, как Раздаятельница даров Божественной милости, как наша Небесная Мать, все передаст Своему Божественному Сыну. Христианский мир славит и преклоняется пред Непорочною и Пречистою. Неизреченное величие Ее не выразить словами. Но, венчанная высшею славою после Своего Успения, Она не только не отдалилась, а сделалась самой близкой к людям. Не видим мы Матери Божией своими телесными очами, но тем не менее мы можем ощущать Ее близость к нам в наших храмах. Всякий молящийся и с усердием взывающий к Пресвятой Деве не может не ощущать в своем сердце теплоту и радость от этой близости к себе нашей Заступницы и Спешим мы в скорбях своих и нуждах к Матери Божией, потому что твердо знаем, что с одинаковой материнской любовью слышит Она и целомудренного, и кающегося грешника... И для отчаявшихся в жизни Она невозбранное пристанище. Никому не тесно в Ее любвеобильном сердце, вмещает оно и скорбящих, и обидимых, и алчущих, и обуреваемых, и больных различными болезнями... Всех прибегающих к Ней с искренней верой принимает Она и не замедлит послать Свою помощь. Свое ходатайство за нас пред Господом Богородица проявила еще при земной жизни Спасителя. Вспомните из Святого Евангелия (Ин.2,4-5) – первое Свое чудо на браке в Кане Галилейской Господь совершил по просьбе Ее. Заметив нужду бедных людей, обратилась Она с просьбой к Сыну Своему, и Он проявил уважение к Ее предстательству за людей. Это было первым знамением Ее покрова и деятельного материнского участия в нашей жизни. Велико значение Богоматери для нас. По слову Андрея Критского, Матерь Божия принесла в мир обновление природы: древний мир воспринимает начало второго боговидного сотворения. Для нас Она является дверью нашего спасения, дверью, открывающей нам бездну человеколюбия и милосердия Божия. Недаром все мы с вами, други мои, так любим петь тропарь Ей: "Милосердия двери отверзи нам...". И это не просто умилительное песнопение в честь Богоматери. Мы словами этого тропаря выражаем свою веру, что именно Она отверзает нам дверь спасения и склоняет к нам милосердие Божие. И обратите внимание: для Господа Она является той лествицей, по которой Господь нисходит к людям, а для нас – эта же лествица возводит нас от земли на небо. Матерь Божия подчинилась непреложному закону Божию. Правда Божия требует умереть каждому живущему на земле. И мы видим гроб! Чему научает нас этот дорогой для каждого верующего человека гроб? Посмотрите своими благочестивыми духовными очами на сияющий Божественной славой и духовной красотой облик Преблагословенной Богородицы. Мы уже знаем, что Ее смирение и кротость сделали Ее достойной быть обителью Господа, Ее серафимская чистота удостоила Ее быть Матерью Сына Божия. Ее терпение и преданность воле Божией, Ее жажда спасения души и вечного соединения с Господом возвели Ее на высочайшую степень Царицы неба и земли и даровали Ей блаженную кончину. Это всем нам должно напоминать, что мы должны "ходить в законе Господнем". Оберегать сердца от всякой нечистоты, украшать свои души добрыми делами любви, молитвы и покаяния, не допускать небрежности в своей жизни. Последние годы Своей жизни Матерь Божия часто уединялась для молитвы, и больше всего на Елеонскую гору. Она размышляла об ожидающей Ее смерти и о Своем вечном соединении с Божественным Сыном. Она готовила Себя к смерти! Это указание и нам. Надо помнить, что в Царство Небесное, где царят только любовь, чистота и святость, входят лишь те, кто во время земной жизни омыл свою грязную совесть слезами, кто подходит к неизбежному рубежу с духовным богатством молитв и добрых дел, с огнем веры в Господа, с пламенной любовию к Нему. А если всего этого нет у нас, то какой чужой будет чувствовать себя наша душа в этом новом для нее мире! Подумайте об этом, други мои, стоя сегодня у иконы Успения Богоматери; о тех уроках, какие Она преподает нам. Не только прославлять Ее, но, самое главное, извлекать полезные уроки для спасения наших душ мы собрались ныне в этот святой храм. Сколько дивного в Ее земной жизни и сколь многому мы должны у Нее поучиться! Последние годы земной жизни Она провела в близком общении с апостолами и учениками Христовыми, Сама непосредственно неся подвиг апостольского служения. Около 15 лет прожила Она после Вознесения Господня. И хотя находилась Она в окружении близких Ее сердцу людей, Она молилась Богу о скорейшем переселении Ее к Сыну Своему. И однажды во время такой молитвы явился Ей Архангел Гавриил с радостной для Нее вестью о том, что через три дня Она преставится к Сыну Своему и Богу. Мы знаем, что Архангел Гавриил дважды являлся Пресвятой Деве с благовестием. Первый раз, когда Она, еще совсем юная Дева, постом, молитвою, чтением Священного Писания, богомыслием и необычайным смирением подготовила Себя стать Матерью Божией. И второй раз тот же Архангел принес радостную Ей весть, когда была Она уже в глубокой старости и жизнью Своею земною достигла возможности стать у Престола Божия одесную Сына Своего и Господа. Обе эти благие вести приняты Пресвятой Девой в глубоком смирении и сердечной радости. В Ней дивно проявилось обожение человеческого естества. Еще в юности Своей стала Она по чистоте подобной Богу, и потому Бог благоизволил не только найти Себе обиталище в Ее душе, но и воплотиться в Ней для рождения от Нее Спасителя мира. Многие, узнав о близкой разлуке с Богоматерью, плакали. Но Она утешала всех, обещая, что будет теперь ближе Плакали и апостолы, чудесным образом собранные в Иерусалим каждый от места своей проповеди. Они любили Матерь Божию, и им скорбно было расстаться с Нею. Она же просила всех не омрачать Ее радости, а радоваться вместе с Нею. И в день Ее Успения не все, конечно, но достойные из присутствующих были удостоены видеть пришедшего Самого Иисуса Христа со святыми Ангелами и всю комнату, освещенную небесным светом. Со словами "Величит душа моя Господа..." Матерь Божия предала душу Свою в руки Сына Своего и Бога. О том, как велика пред Богом Пресвятая Дева, мы узнаем и из слов святого Иоанна Дамаскина, воспевшего: "Сам Царь пришел, к Своей Родительнице, дабы Божественными руками принять Ее святую, чистую и непорочную душу". Среди окружавших Ее гроб были верные последователи Христа Спасителя. Здесь был уже и апостол Павел, и его верный спутник апостол Лука. Отходя в Церковь Небесную, Матерь Божия тем самым чудесно собирает к Себе верных представителей Церкви земной, рассеянных по вселенной, указывая, что общение Ее с верующими на земле не только не прерывается Ее Успением, но делается обширнее, деятельнее, что живущая в Ней благодать, так долго скрываемая Ее смирением, должна торжественно открыться после Ее Успения и наполнить Вселенскую Церковь Ее славою. Матерь Божия перешла в вечность без страдания, с тихой радостию. Она как бы уснула, окруженная незримыми ангельскими хорами и любящими сердцами. Не Воскрес Сын Ее Божественный, и Она только на краткое время уснула, подготавливая себя этим к таинственному и неведомому нам и не постижимому нашим ограниченным умом таинству перехода от жизни временной к вечной жизни. По Преданию тело Пресвятой Богородицы изнесено было для погребения в Гефсиманию, где и было погребено. И достойные к восприятию таин Божиих три дня слышали ангельское пение на месте ее погребения. Ученикам Христовым было открыто, что Та, Которую Бог избрал на великое служение, не стала добычей смерти. Гроб был бессилен удержать Матерь Господа, Матерь мира. Она была воскрешена и отныне распростерла Свой покров над грешной землей. Она состраждет нам и молится за нас. Мы верим, что Господь благоволил воскресить Ее пречистое тело. И относя к Ней пророческие слова: "Предста Царица одесную Тебе" (Пс.44,10), мы верим в то, что по совершении Своего земного поприща предстоит Она теперь у Престола Божия как Царица. И не только как ходатаица о помощи людям в их нуждах, но и о мире всего мира, и о спасении каждой души, ищущей спасения. Она предстоит, Сама имея власть охранять, защищать и миловать всех, прибегающих к Ее покрову. Наша дерзновенная вера основана еще и на том, что Сама Пречистая явилась собору апостолов и обещала им, а через них и всем нам Свою, уже Небесную, помощь. Она предстала одесную Христа, чтобы не только Самой по достоинству блаженствовать в Небесном Царстве, но Своим молитвенным предстательством и на всех нас обильно изливать благословение. Доступная лишь немногим при Своей земной жизни, по Своем Успении Она стала доступна всем. Теперь все мы, православно верующие христиане, даны Ей в сыны и дщери, чтобы могли мы пользоваться Ее материнским попечением. Как и во все предыдущие годы, теперь хочется после слов поучения сказать вам, други мои, несколько слов теплого сердечного приветствия. Чудотворная икона Успения Божией Матери, которая установлена сейчас перед Михайловским собором, – это святыня нашей обители. Много горячих молитв, слезных просьб и слов искренней благодарности произносилось (несомненно, и сегодня произносится) у этого святого образа. Написана она в 1521 году и стала проявлять чудотворения с 1523 года. Ее благодатной силой в 1581 году Псков был избавлен от полчищ Батория, а в 1812 году – от Наполеона. В истории Псково-Печерской нашей обители запечатлены многочисленные чудеса телесных и душевных исцелений, продолжающих совершаться и по сие время. Пусть сегодняшний день дивного нашего общего праздника останется у всех в памяти как праздник величайшей радости. И если не всем, пришедшим ныне в обитель, доступно глубокое религиозное чувство, то пусть ощутят они в своих сердцах радость торжества праздника. Пусть пожелают и они всей душой потянуться к Ней как к Матери. А Ты, Пресвятая Владычице, коснись всех сердец наших как раскрывшихся уже для твердой веры, так и находящихся еще в нерешительности и колебании. Не во гробе Ты, о Мати Пречистая, но стоишь с нами. Ты смотришь на всех с милосердием и любовию. Утешаешь, радуешь... Как хорошо нам с Тобою, Владычице, на сердце легко и тепло. Помоги всем ощутить это радостное чувство, Многие неверующие приходят, услышав торжественный звон нашей обители, который, быть может, коснулся какой-то струны их сердца или даже просто возбудил их любопытство: "Пойду, посмотрю, что там происходит...". И они пришли сюда и стоят здесь среди нас – не будем осуждать их и сердиться на них. А своей благоговейной молитвой дадим пример христианского почитания. И когда по установившейся в обители традиции будут воздвизать икону для благословения – пусть получат вместе с нами благословение Божий Матери и они! Пусть почувствуют радость в этот день не только насельники обители и молящиеся, но и те, кто пришел сюда с экскурсией или просто "от нечего делать", гуляя. И Матерь Божия даст всем почувствовать, что не оставила Она нас. Всех утешила, всех ободрила, всем послала Свой мир. Пусть это чувство каждый унесет в свой дом, где бы этот дом ни находился, вблизи ли монастыря или за сотни или тысячи километров, – пусть светлое воспоминание о сегодняшнем дне и благодать, полученную здесь, сохранит как можно дольше. Пусть праздник дивного чуда – "в молитвах неусыпающей Богородицы" – сохраняется в сердцах навсегда! Аминь. |
август 2014г.